ТАЙНА
ПИКОВОЙ ДАМЫ*
В 1832 г. Александр Сергеевич Пушкин был избран действительным членом Санкт-Петербургской Российской Академии наук. А в следующем году написал изумительную “Пиковую даму” об игре в карты и постижении Германом тайной науки.
Из дореволюционного энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона известно, что карты из 4-х мастей появились в конце XV – начале XVI в. в Европе. Рисунки мастей карт повторяли орнаменты готических храмов. Готическое зодчество развивалось с конца XII в. до конца XV в. – начало XVI в. Этот, более чем 300-летний, период эпохи Возрождения Европы характеризовался упадком монастырей, разорением крупных феодалов при отмене частной собственности на землю, образованием городских общин с самоуправлением, пробуждением народного духа, соблюдением в жизни общества и архитектуре космических (божественных) законов. Так фасад храма делился по вертикали и по горизонтали на 3 части. Получалось 9 элементов. Это соответствует таблице Пифагора, по которой в древности определяли характер и будущее человека со дня его рождения. Согласно науке о числах (нумерологии) число “9” – означает движение, успех.
Далее, в нижней части фасада – 3 огромных двери, причём средняя - выше всех. Это и есть символ Троицы. По Пушкину также Всевышний состоит из пары равных противоположностей: духовной (Духа Святого) и физической (Сына). Арки дверей имели 7 стрельчатых балок, расположенных одна дальше и ниже (уже) другой: снаружи вход казался большим, а дальше сужался. Это символизировало стихи из Евангелия от Матфея гл.
20:16: “много званных, а мало избранных” и 7:14: “тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их”.Витражи окон имели 7 полукружий – знание о наименьшем ритме, равном 7 дням. В количестве колонн, окон и пр., помимо названных чисел, отражено число 11- символ симметрии и противоположности. На шпиле храма водружали Петуха – символ бдительности, логики, схематичности, постижения Законов Космоса, которые характерны людям, родившимся по гороскопу в год Петуха.
В орнаменте готики использованы 4 символа 4-х фаз развития. Позже эти знания были закреплены за 4-мя мастями карт: пики – это копьё, трефы – меч, черви – щит, бубны – флаг с изображением герба.
Проанализировав начертание символов согласно с Пушкинской Наукой, была составлена “полистатическая таблица” (По черновику "Евгения Онегина" гл.7, строфа XXXIII вместо “философичеких”), движения Европы (рис. 1):
ДВИЖЕНИЕ ЕВРОПЫ (ОРУЖИЕ) | |||
НАПАДЕНИЕ (чёрные) |
ЗАЩИТА (красные) |
||
КОПЬЁ |
МЕЧ |
ЩИТ |
ФЛАГ |
Рис. 1
*
Копьё – орудие дальнего боя, а меч – близкого боя.
Щит – орудие физической защиты, а флаг – орудие духовной защиты.
Европа как мужская особь начинает движение с нападения (чёрными), а Россия начинает с укрепления обороны (красными).
Противоположные символы попарно создают известные нам символы: щит и меч – символ служб безопасности, а флаг на древке копья – это знамя, как символ духовного единства.
“
Пиковая дама” является потому гениальным произведением А.С. Пушкина, что оно по форме имеет циклическое строение и зеркальное отражение от центра, а также в скрытом содержании имеет знания о человеке и народе.Поэтому Ф.М. Достоевский писал: “Пушкин… бесспорно унёс с собою в гроб некоторую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем”.
Действующими лицами “Пиковой дамы” Пушкина являются: Германн, Томский, графиня Анна Федотовна (бабушка Томского), и камеристка Лиза.
*
Краткий сюжет:
1 глава
“Однажды играли в карты…“Игра занимает меня сильно, - сказал Германн: - но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”.
“Германн немец: он расчётлив, вот и всё! – заметил Томский. – А если кто для меня не понятен, так это моя бабушка, графиня Анна Федотовна …бабушка моя… ездила в Париж… Однажды при дворе она проиграла герцогу Орлеанскому что-то очень много…
С нею был коротко знаком
…граф Сен-Жермен… он выдавал себя …за изобретателя жизненного эликсира и философского камня… мог располагать большими деньгами. Она решилась к нему прибегнуть…“
Деньги тут не нужны”, - возразил Сен-Жермен: “извольте меня выслушать”. Тут он открыл ей тайну, за которую всякой из нас дорого бы дал… В тот же самый вечер бабушка … выбрала три карты, поставила их одну за другою… и бабушка отыгралась совершенно……у неё было четверо сыновей, в том числе и мой отец: и ни одному не открыла она своей тайны…
Покойный Чаплицкий однажды в молодости своей проиграл около трех сот тысяч… Бабушка… сжалилась над Чаплицким. Она дала ему три карты… Чаплицкий …отыгрался…””
2 глава
“Однажды Лизавета Ивановна… нечаянно взглянула на улицу, и увидела молодого инженера, стоящего неподвижно и устремившего глаза к её окну…через пять минут взглянула опять, - молодой офицер стоял на том же месте.
Дня через два он стоял у самого подъезда… Возвратясь домой, она подбежала к окошку, - офицер стоял на прежнем месте, устремив на неё глаза…
С того времени не проходило дня, чтоб молодой человек, в известный час, не являлся под окнами их дома.
Через неделю она ему улыбнулась…
Как-то…очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом… графини. Он остановился, и стал смотреть на окна. В одном увидел он черноволосую головку, наклонённую, вероятно, над книгой или над работой. Головка приподнялась. Германн увидел свежее личико и черные глаза. Эта минута решила его участь”.
3 глава
“Лизавета Ивановна у самого колеса увидела своего инженера; он схватил её руку; она не могла опомниться от испугу, молодой человек исчез: письмо осталось в её руке… Письмо содержало в себе признание в любви…
Лизавета Ивановна решилась отвечать.
“Я уверена, - писала она, - что вы имеете честные намерения… Возвращаю вам письмо ваше, и надеюсь, что не буду впредь иметь причины жаловаться на незаслуженное неуважение”.
На другой день, увидя идущего Германна, Лизавета Ивановна … отворила форточку, и бросила письмо на улицу…
Три дня после того, Лизавете Ивановне …мамзель принесла записочку … узнала руку Германна… разорвала письмо…
Но Германн не унялся. Лизавета Ивановна каждый день получала от него письма…
Наконец, она бросила ему в окошко следующее письмо: ”Сегодня бал у посланника. Графиня там будет… Вот вам случай увидеть меня наедине… Приходите в половине двенадцатого… идите всё прямо …слева в коридор, и тут же узенькая витая лестница: она ведёт в мою комнату”.
Германн видел, как лакеи вынесли… старуху… Карета тяжело покатилась… Ровно в половине двенадцатого Германн ступил на графинино крыльцо и взошёл в ярко освещенные сени…
Часы пробили …второй час …и он услышал дальний стук кареты. Карета подъехала… Графиня стала раздеваться…
Вдруг …перед графинею стоял незнакомый мужчина…- “я знаю, что вы можете угадать три карты сряду…”
“Это была шутка”, - сказала она наконец…
“Этим нечего шутить, - возразил сердито Германн. – Вспомните Чаплицкого…”
Графиня видимо смутилась…
“Откройте мне только вашу тайну”.
Старуха не отвечала ни слова…
“Старая ведьма! – сказал он, стиснув зубы: - так я ж заставлю тебя отвечать…”
При виде пистолета …Она закивала головою, и подняла руку, как бы заслоняясь от выстрела… Потом покатилась навзничь… она умерла”.
4 глава
“Лизавета Ивановна …с трепетом вошла к себе, надеясь найти там Германна… она удостоверилась в его отсутствии…
Вдруг дверь отворилась, и Германн вошёл.
“Где же вы были?” – спросила она испуганным шёпотом.
“В спальне у старой графини, - отвечал Германн: - я сейчас от неё. Графиня умерла…”
“Вы чудовище!” – сказала наконец Лизавета Ивановна…”
5 глава
“Три дня после роковой ночи… Германн отправился в монастырь, где должны были отпевать тело усопшей графини.
После Германн решился подойти ко гробу. Он поклонился в землю, и несколько минут лежал на холодном полу…
Целый день Германн был чрезвычайно расстроен… пил очень много, в надежде заглушить внутреннее волнение.
Он проснулся уже ночью без четверти три
(Без четверти три умер сам Пушкин 29.1/10.2.1837 г.). Сон у него прошёл…В это время кто-то с улицы взглянул к нему в окошко… Дверь отворилась, вошла женщина в белом платье… Германн узнал графиню!
“Я пришла к тебе против своей воли, - сказала она твердым голосом: - но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, - но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил, и чтоб во всю жизнь уже после не играл…””
6 глава
“Тройка, семерка, туз – скоро заслонили в воображении Германна образ мёртвой старухи…
…общество богатых игроков, под председательством славного Чекалинского… Нарумов привёз к нему Германна.
Талья длилась долго… Наконец талья кончилась. Чекалинский стасовал карты, и приготовился метать другую.
- Позвольте поставить карту, - сказал Германн…
- Сколько-с? – спросил банкомёт…
-
Сорок семь тысяч, - отвечал Германн.Он стал метать. Направо легла девятка, налево тройка.
- Выиграла! – сказал Германн…
На другой день вечером, он опять явился … Германн дождался новой тальи, поставил карту, положив на нее свои сорок семь тысяч и вчерашний выигрыш.
Чекалинский стал метать. Валет выпал направо, семёрка налево.
Германн открыл семёрку.
Все ахнули. Чекалинский отсчитал девяносто четыре тысячи и передал Германну…
В следующий вечер Германн явился опять у стола. Все его ожидали…
Чекалинский стал метать, руки его тряслись. Направо легла дама, налево туз.
- Туз выиграл! – сказал Германн, и открыл свою карту.
- Дама ваша убита, - сказал ласково Чекалинский.
Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама.
Заключение:
“Германн сошёл с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17 номере, не отвечает ни на какие вопросы, и бормочет необыкновенно скоро: “Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!..”
*
Строение произведения
1
-я и последняя (6-я) главы описывают карточную игру – это общее.Однако в 1-й главе Германн не играет и этим выигрывает, но, узнав о тайне 3-х карт, позволяющих выиграть более необходимого, желает узнать тайное. В 6-й главе Германн, узнав тайну трёх карт, всё же проигрывает.
2
-я и предпоследняя, (5-я) главы описывают женщин – это общее.Однако во 2-й главе изображена свежесть молодой девушки – камеристки Лизы, а в 5-й главе – желтизна покойницы – графини.
3
-я и 4-я главы рассказывают о переписке Германна и Лизы – это общее.Однако в 3-й главе Лиза считает Германна нравственным человеком, а в 4-й главе – называет его “чудовищем”.
Это же строение Пушкин повторил путём эпиграфов. В каждой главе он повторил в тексте образ соответствующего эпиграфа строго определённое число раз.
Для примера – эпиграф к 1-й главе говорит о выигрыше и проигрыше:
“А в ненастные дни
Собирались они
Часто;
Гнули – Бог их прости! –
От пятидесяти
На сто,
И выигрывали,
И отписывали
Мелом,
Так, в ненастные дни,
Занимались они
Делом”.
Этот образ повторяется 7 раз: 1 –“остались в выигрыше”, 2- “проиграл по обыкновению”, 3- “всё проигрываюсь”, 4- “она проиграла”, 5- “о своём проигрыше”, 6- “ужасном проигрыше”, 7- “остался ещё в выигрыше””.
Образ эпиграфа (камеристка Лиза) ко 2-й главе повторяется 21 раз (здесь и далее смотри подсчёты по книге “Тайна Пиковой дамы”, Ростов-на-Дону, 1996 или по книге “Пиковая и другие дамы Дона Пушкина” В.М. Лобов. Ростов-на-Дону.1998.).
Образ эпиграфа (письма длинные) к 3-й главе повторяется 11 раз.
Образ эпиграфа (безнравственный Германн) к 4-й гл. повторяется 11 раз.
Образ эпиграфа (покойница, гроб) к 5-й главе повторяется 21 раз.
Образ эпиграфа (противоположности) к 6-й главе повторяется 7 раз.Это видно на модели эпиграфов (рис.2).
Рис.2
Левый круг включает в себя числа: 7, 21, 11, а правый круг: 11, 21, 7. Сумма всех чисел равна 78. В годах это ритм человека.
Множество чисел, упомянутых Пушкиным в тексте, расположены также по принципу равенства противоположностей: в 1-й половине (1-3 главы):
1 глава – сумма чисел карт и денег: “издержали полмиллиона, выбрал три карты, все три выиграли, угадывала три карты. Около трёхсот тысяч, ему три карты, пятьдесят тысяч”. Итого 7.
2 глава – сумма чисел (кроме порядковых) и числа, указывающие на время в часах или минутах. Итого 21.
3 глава – сумма чисел, заключённых в словах, обозначающих часы и дни. Итого 11.
А во 2-й половине (главы 4-6), в противоположность 1-й половине, принимались в расчёт все числа.
Итого по: 4-й главе – 8 чисел, 5-й главе – 7, 6-й главе – 24.
Сумма чисел каждой половины “Пиковой дамы” также равны по 39, что подобно предыдущей модели (рис.3).
Левый круг в точности отражает числа первой модели вечности (с эпиграфами), а правый круг несёт другие знания.
Рис.3Число 8 – это число человеческих суток по 21 часу, укладывающихся в 7 земных сутках по 24 часа (Рис.4). То есть 8х21=7х24=168 часов.
РИТМ |
ЗЕМЛИ 24 ЧАСА |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||
ЧЕЛОВЕКА 21 ЧАС |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Рис.4
*
Символика произведения
*
1 –
“Увидев молодую девушку, он говорил: - “Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная“”. Стройная система общественной науки подразумевает понятие троицы: особи, имеющей в себе пару противоположностей.2. –
“Всякий пузатый мужчина напоминал ему туза” – видел пузо на паре ног, которые как две единицы, стоящие рядом образуют число 11. А туз в картах считался за 11 очков. Число 11 по нумерологии означает симметрию и противоположность. Туз символизировал мужской тип движения.3. –
“У него спрашивали: “который час, он отвечал: - без пяти минут семёрка”” – на циферблате часов стрелки стояли напротив цифр 11 и 7. Вместе с цифрой 3 они делят циферблат на 3 равные части по 4 часа. Причём 3+7+11=21 (рис. 5).21 – это значит ритм организма человека, равный 21 часу.
..””Рис.
5>4 –
“семёрка представлялась готическими воротами…” – готическое зодчествопоявилось в Европе с конца 12 века, т.е. с началом эпохи Возрождения общественной цивилизации. Тайное знание всегда обозначалось цифрой 7, ибо 7 дней – наименьший ритм человечества.
5
– “пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его… “Старуха!” – закричал он в ужасе” – Дама обозначает движение женского рода.6
– “Германн в Обуховской больнице бормочет: “Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!“Тройка, семёрка, туз!” –
это Европа и её движение мужского типа.“
Тройка, семёрка, дама!” – это Россия и её движение женского типа.7 –
“Он проснулся уже ночью: луна озаряла его комнату. Он взглянул на часы: было без четверти три (рис.6). Рис. 6…Дверь отворилась, вошла женщина в белом платье… - и Германн узнал графиню!
– “…мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семёрка и туз выиграют тебе сряду…” С этим словом она тихо повернулась… и скрылась…” – Переход от незнания к познанию тайны изображён циферблатом, разделённым пополам: внизу – незнание, верху –открытие. При таком же расположении стрелок часов умер Пушкин. Сумма 9 + 3 = 12, а это в часах – ровно половина суток.8 –
“Графиня сидела вся жёлтая, шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево. В мутных глазах её изображалось отсутствие мысли; смотря на нее, можно было бы подумать, что качание страшной старухи происходило не от ее воли, но по действию скрытого гальванизма.Вдруг это мёртвое лицо изменилось неизъяснимо. Губы перестали шевелиться, глаза оживились…” – состояние графини описывается двумя взаимоисключающими состояниями и может быть выражено в модели (рис. 7):
0 |
СОСТОЯНИЕ ГРАФИНИ |
|||
1 |
ОТСУТСТВИЕ МЫСЛИ |
НАЛИЧИЕ МЫСЛИ |
||
2 |
ГЛАЗА МУТНЫЕ |
ГУБЫ ШЕВЕЛЯТСЯ |
ГУБЫ НЕ ШЕВЕЛЯТСЯ |
ГЛАЗА ОЖИВИЛИСЬ |
Рис.7
9 – “
Германн вошёл в спальню… кресла и диваны …стояли в печальной симметрии около стен… На стене висели два портрета… Один из них изображал мужчину со звездою; другой – молодую красавицу с розою в пудреных волосах.Германн пошёл за ширмы. За ними …кровать; справа находилась дверь, ведущая в кабинет; слева, другая
(дверь – НШ) в коридор. Германн её отворил, увидел узкую, витую лестницу, которая вела (через дверь – НШ) в комнату бедной воспитанницы…”.(К)ресла и (д)иваны – это Король и Дама, т.е. мужского рода и женского. Подобно этому – два портрета – мужчины и женщины.
Таким образом у Пушкина чередуются предметы мужского и женского рода: кровать, дверь, кабинет, дверь, коридор, дверь, комната, в соответствии с
алгоритмической таблицей волнового процесса в обществе (Рис. 3):
00 |
СПАЛЬНЯ ГРАФИНИ |
|||||||
11 |
ПОРТРЕТ МУЖСКОЙ |
ПОРТРЕТ ЖЕНСКИЙ |
||||||
22 |
КРЕСЛО |
ДИВАН |
ДИВАН |
КРЕСЛО |
||||
3 |
Дверь |
Кровать |
Дверь |
Кабинет |
Дверь |
Коридор |
Дверь |
Комната |
Рис. 8.
10 – Тень графини предупредила Германа: “Я пришла к тебе против своей воли, — сказала она твердым голосом: — но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семёрка и туз выиграют тебе сряду, — но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил, и чтоб во всю жизнь уже после не играл”. Не играть в одни сутки две игры он не принял во внимание.
В 1-й раз – “Приехал как всегда вечером …за длинным столом, около которого теснилось человек двадцать игроков, сидел хозяин и метал банк… Чекалинский дружески пожал ему руку, просил не церемониться, и продолжал метать.
Талья длилась долго. На столе стояло более тридцати карт.
Чекалинский останавливался после каждой прокидки, чтобы дать играющим время распорядиться, записывал проигрыш, учтиво вслушивался в их требования, ещё учтивее отгибал лишний угол, загибаемый рассеянною рукою. Наконец талья кончилась.
- Позвольте поставить карту, - сказал Германн…
- Сколько-с? – спросил, прищуриваясь, банкомет…
- Сорок семь тысяч, - отвечал Германн”.
Только после полуночи Герману удалось сесть за стол.
2-й раз –
“На другой день вечером, он опять явился.Германн дождался новой тальи, поставил карту, положив на неё свои сорок семь тысяч и вчерашний выигрыш”. Время 2-й игры выпало вскоре после полуночи.
3-й раз –
“В следующий вечер Германн явился опять у стола. Все его ожидали… Все обступили Германна. Прочие игроки не поставили своих карт, с нетерпением ожидая, чем он кончит”. Время 3-й игры пришлось на начало первой тальи, т.е. до полуночи.Значит, 2-я и 3-я игры выпали на начало и конец одних и тех же, 3-х, суток. Это легко прослеживается по графику игр (Рис.9):
СУТКИ |
1-е |
ВТОРЫЕ |
ТРЕТЬИ |
|||||||||||||||||
ЧАСЫ |
22 |
23 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
… |
22 |
23 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
… |
22 |
23 |
ВРЕМЯ ИГРЫ ГЕРМАНА |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Рис. 9
Фактически Германн в 1-е сутки не играл, а в 3-и сутки сыграл две игры.
Всё произведение описывает события, длящиеся ровно 4 недели, т.е. 28 дней, как изображено в “полистатической таблице” постижения тайного знания (Рис.10):
ПОЗНАНИЕ ТАЙНЫ |
|||||||
ПРОНИКНОВЕНИЕ |
ПОСТИЖЕНИЕ |
||||||
желание |
исполнение |
разрешение |
познание |
||||
мыслью |
реально |
неудачно |
удачно |
неудачно |
удачно |
отсутствие |
наличие |
0 |
7 |
14 |
21 |
28дн. |
Рис. 10
В 1-ю неделю Германн узнал о тайне и искал способы познания её самой.
За 2-ю неделю – “Между им и ею учредились неусловленные сношения”.
За 3-ю неделю
– “Лизавета Ивановна у самого колеса увидела своего инженера; он схватил её руку; она не могла опомниться от испугу, молодой человек исчез: письмо осталось в её руке. Она спрятала его за перчатку…”За 4-ю неделю – “Наконец, она бросила ему в окошко следующее письмо: “Сегодня бал у посланника. Графиня там будет… Вот вам случай увидеть меня наедине”.
Наконец, к концу 4-й недели – “Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама…
Германн …бормочет необыкновенно скоро: - Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..”
Россия – особь женского рода (Дама), а Европа – особь мужского рода (Туз). Перестраивать экономику России по примеру Европы нельзя потому, что Пушкин предупреждал в
6-й главе "Пиковой дамы": “Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место” ( Пушкин. ПСС. т.8.с.249). Поскольку Россия со времён Пугачева влилась в течение общественного построения государства, то никакие “рыночные” построения не пойдут на пользу ей. А одновременно общественная и частная идеи в одном государстве не могут сосуществовать. Даже Европа объединяется и строит свою жизнь как общественную по велению Законов Космоса. Правители Руси должны согласовывать свои действия с этими законами. Золотой Век общественной цивилизации неумолимо наступает как в России, так и в Европе. Только нам надо изменить правление с частного на общественное, а Европе надо изменить настроение с частного на общественное. Тогда наступит гармония в отношениях между властью и народами Руси. А также наступит гармония в отношениях между Русью (в составе народов дореволюционной России) и Европой (в составе народов Европы и США).Историк-пушкинец В.М. Лобов
Главная |